Пример из практики

Майк Эванс создал очень успешную РЯ — компанию под названием Agrafax, которая, как видно из названия, работала, главным образом, в сфере сельского хозяйства. У компании была прекрасная репутация, и многие считали ее лидером рынка.

К сожалению, у этого успеха была обратная сторона: он ограничивал способность компании к росту. Работая на одного клиента, компания не могла работать на конкурентов по отрасли.

Эванс понял, что будущий рост возможен только в других отраслях, но компании мешает ее название Agrafax.

Фактически оно тащило ее назад из-за ассоциаций, которые вызывало.

Было выбрано название Mistral Group Ltd. Слово «мистраль» само по себе вполне нейтрально и не вызывает ассоциаций с той или иной отраслью экономики. Слово «группа» намекало на размер и помогало привлекать крупных клиентов. В следующие несколько лет Mistral Group удалось проникнуть в разные отрасли.

На ее аграрный бизнес это никак не повлияло, поскольку одно из отделений сохранило прежнее название компании. Если вам нужно выбрать название для компании потому, что вы начинаете новое дело, или потому, что решили использовать новый имидж, запомните следующее: название компании должно соответствовать тому, кто вы, чем занимаетесь и как подходите к делу.

Dyno-Rod, Prontaprint, Budget Car и Van Rental — все это хорошие примеры названий компаний, которые отражают то, чем они занимаются. Зачастую к названию добавляют короткий слоган, чтобы сообщить всему миру, как компания подходит к своему делу.

Pickfords — возможно, самая крупная и известная транспортная компания Великобритании — добавила слоган: «Аккуратные перевозки», чтобы внушать доверие. Kwik-Fit похваляется тем, что у нее работают «лучшие авто слесари».

Выбрав название для своей компании, убедитесь, что сможете его использовать, еще до того, как начнете печатать документы.

Существуют такие названия, использование которых обычно контролируется, например, «королевский», «международный», «банк».

На использование этих названий нужно получить разрешение. Нельзя использовать названия, которые вводят в заблуждение, неприличные, оскорбительные или незаконные.

Например, если вы захотите использовать название Enterprise Group Ltd, то вам придется доказать, что вы фактически управляете группой компаний, имеющих общих владельцев. Если вы управляете компанией с ограниченной ответственностью, то нужно убедиться, что выбранное название не использует другая компания. К счастью, позаимствовать чужое название вам не позволит регистратор компаний, но все же свяжитесь с ним, чтобы проверить, свободно ли выбранное вами название.

Обычно вы можете использовать в коммерческих целях собственную фамилию. Однако если вы решите использовать в этих целях фамилию кого-то другого, то должны будете указать, кому принадлежит компания. Более подробные сведения можно получить в Министерстве торговли и промышленности или Бюро регистрации компаний.

Правовой статус. Большинство компаний принадлежат одному владельцу, но возможны и другие формы собственности. Основные формы: компания, принадлежащая одному владельцу; партнерство; кооператив; компания с ограниченной ответственностью.

Какая из этих форм подойдет вам? Все зависит от того, сколько у вас служащих, насколько вы толерантны к риску, нуждаетесь ли в долевых инвестициях и через какие формальности готовы пройти. Чтобы вам было легче сделать выбор, рассмотрим эти формы подробнее.

Компания, принадлежащая одному владельцу. Это самая распространенная форма компании.

Вы начинаете работать либо под собственной фамилией, либо под подходящим торговым наименованием.

Вам нужно лишь связаться с Министерством социального обеспечения, чтобы делать взносы на государственное пенсионное страхование. Также вам необходимо связаться с местным налоговым органом, чтобы информировать о компании. Они захотят узнать, когда вы начали работать; когда будет заканчиваться ваш финансовый год, кто ваши бухгалтеры (если таковые у вас есть).

Также вам нужно знать, что если годовой оборот превысит 56 тыс. ф. ст., то вы должны зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (НДС). Партнерство. Нередко эту правовую форму компании считают худшей, и многие консультанты ее не рекомендуют. Партнерство — это союз единоличных собственников, и его правовой статус во многом такой же. Партнерство может быть официальным, когда существует письменное соглашение о партнерстве, или неофициальным, если в явном виде такое соглашение отсутствует или оно заключено в устной форме.

В принципе, объединившись со своими единомышленниками, вы сможете использовать их финансовые ресурсы и навыки, кто-то будет управлять компанией вместо вас, если вы сами какое-то время этого делать не сможете.

Собираясь создать партнерство, необходимо учесть следующее: Деятельность партнерств регламентируется законом о партнерстве 1890 г. Однако он используется, главным образом, в ситуациях, когда официально партнерство не существует. Полагаться на этот закон не стоит, поскольку в вашем случае он может быть неприменим. Кооператив.

Эта форма редко используется, особенно если главная цель создания компании — получение прибыли и личное обогащение. Кооперативом владеют и управляют все, кто в нем работают (его члены).

Деятельность кооперативов регламентируется законом 1965 г. «О сберегательных обществах».

Основная особенность кооператива — принцип «один член — один голос», из-за которого кооперативы неповоротливы, так как решения принимаются только в случае достижения общего консенсуса.

Членами кооператива должны быть все его работники до тех пор, пока они отвечают его требованиям. Возможности вознаграждать членов за внесение капитала или хорошую работу ограничены.

Кооперативы могут регистрироваться, и тогда ответственность их членов станет ограниченной. Компания с ограниченной ответственностью.

Это вторая по распространенности форма компании, в настоящее время насчитывается свыше миллиона компаний с ограниченной ответственностью.

Одна из основных особенностей — это юридическое лицо, не зависящее от акционеров и служащих (принцип, сформулированный при разбирательстве дела Saloman против Saloman в 1897 г.). Это означает, что если компания разорится, то ответственность акционеров будет ограничена размером их инвестиций (если они полностью оплатили свои акции). Деятельность компании с ограниченной ответственностью регламентируется ее уставом и меморандумом об ассоциации, в которых оговаривается порядок решения как внутренних, так и внешних вопросов. Другие особенности: она может привлечь дополнительный капитал путем эмиссии новых акций; у нее должны оставаться по крайней мере два первоначальных акционера; она должна вести учет; ее отчетность должны проверять независимые специалисты по бухучету.

Готовую компанию можно купить не более чем за 200 ф. ст. Деятельность компаний с ограниченной ответственностью регламентируется законодательством о компаниях. Разрешенные к выпуску и реально выпущенные акции.

Привлекать капитал путем эмиссии акций могут только компании с ограниченной ответственностью. Если бизнес-план показывает, что вашей компании потребуются деньги в сумме свыше 250 тыс. ф. ст., то обычно для получения такой суммы прибегают к эмиссии акций (более подробно мы поговорим о финансировании в гл. 6). В меморандуме об ассоциации указывается величина акционерного капитала.

Например, в нем может быть указано, что акционерный капитал компании составляет 1 тыс. ф. ст. в виде 1 тыс. обыкновенных акций номиналом 1 ф. ст. Это разрешенный акционерный капитал, от этого зависит максимальное количество акций, которые компания может эмитировать, не увеличивая его. На самом деле компания может выпустить и меньше акций, большинство именно так и делает.

Акционерный капитал многих готовых компаний не превышает 100 ф. ст., а эмитированный — всего 2 ф. ст., при этом каждому из двух основателей компании принадлежит всего одна акция.

Если вы собираетесь привлечь за счет эмиссии акций, скажем, 2 млн. ф. ст., то разрешенный акционерный капитал 100 ф. ст. вас не устроит.

Хотя акции не обязательно должны иметь номинал 1 ф. ст., даже если их номинал равен 1 пенни, для выпуска 2 млн. акций ваш разрешенный капитал должен составлять 20 тыс. ф. ст. Акции могут выпускаться не по номинальной стоимости, т. е. вы не обязаны продавать одно фунтовую акцию за 1 ф. ст. На практике акции обычно эмитируют с премией, например, акции номиналом 1 пенни продают за 1 ф. ст. Если ваш правовой статус — компания с ограниченной ответственностью, то следует указать разрешенный и эмитированный акционерный капитал и сообщить о всех своих планах, если они у вас есть, выпуска дополнительных акций для привлечения капитала.

Вы должны проследить за тем, чтобы разрешенный капитал соответствовал будущим потребностям. Принято указывать фамилии основных акционеров и размер их пакетов.

Зарегистрированный офис, адреса предприятий, регистрационный номер компании. Выбор места расположения компании имеет большое значение и во многом зависит от того, где расположены ваши клиенты — вам стоит быть как можно ближе к ним. Однако есть такие районы, которые благодаря грантам и более низкой заработной и арендной плате особенно привлекательны для размещения компаний. Место, откуда вы будете вести операции, и будет основным адресом вашей компании для административных целей.

У компании с ограниченной ответственностью также должен быть регистрационный номер и зарегистрированный офис — это необходимо для более официального общения.

Вы должны поместить на фасаде зарегистрированного офиса вывеску с названием компании и указанием ее регистрационного номера.

Зачастую адрес зарегистрированного офиса совпадает с адресом предприятия. В этом разделе вы должны указать, как можно связаться с вашей компанией, т. е. номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и сайта в Интернете.

Профессиональные консультанты.

В зависимости от целей составления бизнес-плана вам может понадобиться или не понадобиться помощь бухгалтеров, юристов, фондовых брокеров и т. д. Если вы хотите привлечь долевые инвестиции, то эта помощь вам, конечно, потребуется. Если же вы собираетесь попросить банк о небольшом овердрафте или договориться об аренде, то такая помощь будет излишней. В любом случае необходимо указать название и адрес банка компании и всех консультантов, которые помогли вам подготовить этот документ.

2. Текущая миссия и цели Если у компании нет цели, это уменьшает ее шансы на успех — вполне вероятно, что она захочет воспользоваться возможностями, которые ей не подходят.