Пример из практики

Существует (возможно, и не совсем правдивая) история о генеральном директоре крупной компании по прокату автомобилей, которая несколько лет подряд несла убытки. Чтобы поправить положение, он избавился от всех непрофильных видов деятельности, включая торговлю недвижимостью. Наконец его компания стала узкоспециализированной и вполне рентабельной. Формулируя новое заявление о миссии, он написал всего одну фразу: «Мы предоставляем в аренду автомашины без водителей».

Этот слоган разместили в разных точках головного офиса компании в Лондоне. По легенде, однажды этот директор вошел в лифт своего офиса, чтобы спуститься вниз, где его ждал шофер.

«Доброе утро, Джордж, — сказал он лифтеру. — Славный сегодня денек». «Вы правы, сэр, — ответил Джордж.

— И что же вы собираетесь сегодня делать?

» Пока лифт спускался с 15-го этажа, директор рассказал лифтеру, что собирается осмотреть отель, который он хочет купить для компании. Услышав это, Джордж моментально нажал на кнопку «стоп», лифт остановился между этажами, а затем снова поехал на 15-й этаж. «Зачем ты это сделал, Джордж?

» — спросил директор.

«Сэр, я везу вас обратно в ваш кабинет, — ответил Джордж, — потому что я думаю, что вы либо больны, либо нуждаетесь в отдыхе, так как вы только что сказали, что собираетесь купить отель для нашей компании. Но ведь вы, конечно, знаете, что мы занимаемся исключительно прокатом автомашин, а покупкой и продажей собственности мы не занимаемся».

В этой компании даже Джордж, находившийся, по-видимому, на самой нижней ступеньке служебной лестницы, знал, чем она занималась и, особенно, чем она не должна заниматься. В своем заявлении о миссии вы должны указать, чего хотите добиться сейчас и в ближайшей перспективе. Это заявление должно быть очень конкретным и давать четкие указания вашим служащим, потенциальным инвесторам, клиентам и читающим ваш бизнес-план.

Составляя заявление, вы преследуете две основные цели: 3. Руководство, ключевые сотрудники и организационная структура Характеризуя нынешнее положение, вы должны сказать о том, что считается важнейшими активами любой успешной компании, — о своих сотрудниках. Вы должны помнить, что когда банки, венчурные капиталисты и другие инвесторы делают вложения в какую-то компанию, они прежде всего поддерживают ее управленческую команду.

Одного моего многоуважаемого коллегу часто спрашивали, на что он особенно обращает внимание, когда хочет сделать инвестиции в компанию. Он отвечал очень просто и всегда одно и то же: во-первых, на людей, во-вторых, на людей, в-третьих, на людей и, в-четвертых, на продукцию и услуги. Он всегда инвестировал в людей и, только поверив в них, смотрел на товар или услугу, которую они предлагали.

Составляя «доклад о положении в стране», вы должны подробно описать управленческую команду и ключевых работников.

Но это не должно напоминать благодарственную речь на церемонии вручения «Оскара», когда награжденный упоминает всех, начиная от своих родителей и кончая мальчиком, который подавал ему чай. Вы должны быть более избирательны.

Управленческая команда — это директора и начальники функциональных отделов (например, отдела продаж, производства, маркетинга и финансов).

Под ключевыми сотрудниками обычно понимают технических специалистов и других работников, без которых компания не добилась бы нынешних успехов. Если ваша компания небольшая, у вас может и не быть управленческой команды, и когда вы будете писать этот раздел, это выяснится. Страшного в этом ничего нет, но вы должны учесть, что инвестор немедленно это заметит и начнет задавать вопросы типа: «А как вы занимаетесь планированием замещения в должности?

», «А что случится, если вы заболеете?» или «Если ваша управленческая команда так невелика, то как вы будете управлять, когда вырастете?

» На это, конечно, можно ответить: «Да, мы это понимаем, и вы увидите из бизнес-плана, что через полгода мы собираемся нанять главного управляющего, а через год — финансового директора». Так что же вы должны сказать о всех этих людях? Приведите их тщательно отредактированные биографии, нынешние обязанности и достигнутые в этой компании успехи, а также навыки, релевантную квалификацию и релевантный прошлый опыт.

Если вы собираетесь включить эту информацию в основной текст бизнес-плана, то каждому человеку следует посвятить не более десяти строк. Если биографии будут длиннее, включите их в приложения, а в этом разделе бизнес-плана приведите только основные сведения.

Конечно, любая команда хороша ровно настолько, насколько хороша управленческая структура, в которой она работает.

Какова структура вашей компании?

Если это небольшая компания, то, скорее всего, у нее плоская или неиерархическая структура, т. е. между начальником и непосредственными исполнителями всего несколько уровней. Возможно, на высшем уровне управления находятся директора и партнеры или же только вы, а между вами и вашими работниками может находиться только один мастер или бригадир. Если же вы работаете в крупной открытой акционерной компании, то ее организационная структура может быть иерархической.

У нее может быть основной совет директоров, дополнительный совет, руководители отделений, руководители отделов, управляющие и простые служащие.

Что характерно для вашей компании, известно только вам. Нередко организационная структура компании зависит от ее размера, но иногда решающим фактором может быть сложность бизнеса, которым вы занимаетесь. Я знаю успешного бизнесмена, в компании которого работают 600 человек, проживающих в разных городах, но у этой компании плоская структура управления: между ним и основной рабочей силой всего два уровня управления. И эта структура его вполне устраивает, так как он активно участвует в управлении, а его бизнес очень прост.

Нужно, чтобы вы могли начертить схему организационной структуры компании.

Составляя эту схему, вы сможете оценить, насколько хорошо она управляется. Если схема покажет, что все в компании подчиняются непосредственно вам, возможно, вам пора ввести еще один уровень управления, чтобы освободиться от текучки и сконцентрироваться на решении стратегических вопросов.

4. Основные достижения и финансовые результаты на настоящий момент В последней части анализа состояния компании вы должны дать ее краткую финансовую историю и описать основные достижения. Начнем с основных достижений.

По сути, вы должны рассказать об истории компании до настоящего момента. Здесь можно указать: Это покажет читающему, как компания развивалась.

С ростом все компании должны меняться. Если вы сможете показать, что компания успешно менялась по мере изменения запросов клиентов, то читающий ваш бизнес-план посчитает это важным достоинством.

Возможно, пока ваша компания так юна, что этот раздел будет состоять всего из одного параграфа, но это не страшно. Наконец, вы должны дать определенную и бесспорную финансовую информацию о том, как ваша компания работала в последние годы. Это нужно сделать по двум причинам: а) читающий увидит, чего ваша компания добилась в плане роста продаж, рентабельности, улучшения финансового положения и управления денежными ресурсами; б) вы увидите, насколько удачно или, наоборот, неудачно работала компания.

Наиболее разумный способ предоставить такую информацию — включить в этот раздел сводные финансовые данные, а в приложения — аудированную отчетность за три последних года. Сводные финансовые данные не должны быть подробными, их задача — оставить какое-то впечатление (хорошее или плохое).

Необходимо привести следующие ключевые показатели: Более подробно эти показатели рассматриваются в гл. 5, поэтому не волнуйтесь, если пока вы плохо с ними знакомы. Однако они очень важны, поскольку помогут определить финансовое положение компании в настоящее время, прежде чем вы приступите к реализации своего бизнес-плана.