О профессии (или кто такой рекламист)

Реклама — это не только «перерывы на кофе» в любимых сериалах и ток-шоу. Это не только красочные щиты, за которыми не видно знаков дорожного движения, светофоров и домов. Это не только слоганы, оккупировавшие нашу речь. Реклама — это серьезный и рискованный бизнес. Это много напряженной работы и чуть-чуть таланта, интуиции и везения. Это очень интересно. Хотите попробовать?

Для начала — краткий исторический экскурс. Реклама — совсем не молодое явление. Еще три тысячи лет назад торговцы древнего Вавилона носили на груди глиняные таблички с информацией о продаваемых товарах. Древнеегипетские объявления, написанные на папирусе, сообщали о товарах, услугах, а также о вознаграждении за поимку беглых рабов. На улицах древних городов звучали призывы глашатаев посетить важные мероприятия, купить те или иные товары, воспользоваться определенными услугами.

Всю цепочку от производителя товаров или услуг (заказчика рекламы) до создания и размещения готового рекламного продукта обслуживает множество специалистов: сотрудники отдела по рекламе компании, рекламного агентства и рекламной службы СМИ. Их количественный и качественный состав может сильно различаться.

Начальство, особенно в малом и среднем бизнесе, предпочитает универсальных работников, поэтому зачастую за всю рекламную деятельность фирмы или предприятия отвечает один сотрудник — менеджер по рекламе. Это в некотором роде «человек-оркестр»: он анализирует рынок сбыта, позиции конкурентов, проводит маркетинговые исследования, составляет рекламный бюджет, развивает и защищает торговую марку, продумывает рекламные акции, размещает рекламу в СМИ, работает с рекламными агентствами, проводит презентации, участвует в профильных выставках и т.д.

О компетенциях (или что должен уметь делать менеджер по рекламе):

Менеджер (в области рекламного дела) должен иметь:
отличные знания в области» public relations» (связи с общественностью);
базовые знания по экономике;
навыки практической психологии;
должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан; конфликтологии;
трудового законодательства,
закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, рекламы,
уметь работать на компьютере;
владеть техникой ведения коммерческих переговоров, организации производства; готовность работать в экстремальных ситуациях;
умение продвигать товары и услуги.

Менеджер по рекламе организует рекламные компании: планирует, разрабатывает и руководит, а также определяет затраты на их проведение. Его основная задача – поддерживать и постоянно улучшать имидж компании в глазах общественности. Это достигается различными средствами: репортажами о благотворительной деятельности компании, о поддержке культуры, образования, искусства, спорта; информацией об отличных условиях работы, усилиях в области исследований и развития, о переподготовке кадров, о социальной ответственности компаний

Менеджер по рекламе крупной компании, где практикуется четкое разделение функций, координирует деятельность всего отдела, сотрудничает с маркетологами, контактирует с рекламными агентствами и рекламными службами СМИ, отслеживает эффективность рекламных кампаний.

Менеджер по рекламе в электронных и печатных средствах массовой информации работает с клиентами и рекламными агентствами, занимается поиском новых рекламодателей, контролирует правильность размещения рекламы.

Менеджер по работе с клиентами (account manager) в рекламном агентстве является связующим звеном между заказчиками и производителями рекламы (копирайтерами, дизайнерами), разрабатывает и ведет рекламные проекты в сотрудничестве с маркетологами, бренд-менеджерами, медиа-планнерами.

Менеджер по рекламе может «дорасти» и до руководителя рекламного агентства, директора по работе с клиентами, но более близкая перспектива — начальник отдела рекламы

А также (или дополнительные навыки, необходимые менеджеру по рекламе):

чтобы «приготовить» настоящего профессионала, нужно добавить знаний и опыта. Уровень профессионального образования существенной части российских рекламистов, многие из которых попали в этот бизнес по воле случая, все еще оставляет желать лучшего. „Мы отстаем от западной рекламы на несколько десятилетий, — признает Вячеслав Черняховский. — У нас много талантливых ребят, но они на собственном опыте доходят до того, что уже изобрели до них. Физики или врачи так не поступают! Рекламе, как и любому ремеслу, нужно учиться“. Делать это можно в России и за границей, в вузах и на краткосрочных курсах.

О необходимых личных качествах (или кто может быть менеджером по рекламе):

Вот несколько штрихов к социально-психологическому портрету успешного рекламиста:

Это целеустремленный оптимист, «заряженный» на победу.

Коммуникабельный и доброжелательный, он одинаково хорошо умеет убеждать и понимать людей, смотреть на все с их точки зрения и принимать неординарные решения. Это требует немалых эмоциональных затрат и изрядной смелости.

Богатая фантазия и творческий подход сочетаются в идеальном рекламисте с железной логикой и аналитическим складом ума. Плюс интуиция и умение рисковать. Трудолюбие.

Для успешной деятельности необходимы также:
аналитические способности;
творческий подход к делу;
общительность;
сочувствие людям;
способность к импровизации;
способность к овладению иностранными языками;
качества лидера;
коммуникативные и организаторские навыки;
хорошие память и внимание;
развитое творческое воображение;
высокая эмоционально-волевая устойчивость;
дипломатичность в общении;
целеустремленность;
готовность к работе вне офиса;
умение прогнозировать.