Место в истории культуры Молдавского княжества

Он послал в Яссы бывшего ректора Киево-Могилянской академии Софрония Почацкого и четырех преподавателей, которые ввели преподавание в ясской академии по образцу киевской на двух языках — славянском и латыни. Учащиеся обучались грамматике, риторике, философии и теологии. В конце 40-х годов в ясской академии было введено также преподавание па греческом языке.

К первой половине XVIII в. относится открытие славяно-молдавских школ при в Романе, Хуши и Рэдэуцах.

Особое место в истории культуры Молдавского княжества принадлежит ученому-энциклопедисту Димитрию Кантемиру. Он получил образование в Константинополе, где им был написан ряд богословских и философских сочинений, трактат о музыке, исторический труд «Иероглифическая история».

Ученый владел латинским, греческим, турецким, персидским, итальянским, русским и французским языками. Наиболее плодотворными в научной деятельности Кантемира были годы проживания в России, совпавшие по времени с его творческой зрелостью как ученого и мыслителя.

Здесь он создал большинство своих научных работ по философии, истории и географии, которые заслуженно принесли ему европейскую славу. Венцом этой славы было избрание Д. Кантемира в 1714 г. членом Берлинской академии наук, в то время одного из ведущих научных учреждений Европы.

Такие фундаментальные исследования Кантемира, как «Описание Молдавии», «История Оттоманской империи», «Хроника стародавности романо-молдо-валахов», заложили основы для развития исторической науки в Молдавском княжестве.

О развитии молдавского искусства свидетельствуют дошедшие до нас памятники церковной и светской архитектуры. Церкви в Молдавском княжестве строились, как и в Валахии, трехчастные (крестообразные).

В деталях их строений и декоративном оформлении чувствуется готическое влияние, проникавшее в княжество через посредство мастеров из Трансильвании и Польши.