С образованием в XIV в. государств дальнейшее развитие культуры населения Карпато-Дунайских земель происходило в рамках Валашского и Молдавского княжеств. Контакты между княжествами способствовали обогащению культуры каждого из них; наряду с этим сказывалось и воздействие европейской культуры.
Пагубно отразилось на культурных процессах в княжествах установление вассальной зависимости от Османской империи, связанное с этим длительное, XIX в., сохранение феодальных черт в культуре Дунайских княжеств.
Образование государства дало толчок развитию письменности.
Распространение произведений религиозной литературы должно было укрепить господствующее положение класса феодалов, внушить народным массам идею подчинения властям.
В XIV-XV вв. большинство богослужебных книг, имевших хождение в Валахии, составляли славянские рукописи болгарского и сербского происхождения, переписывавшиеся церковными книжниками главным образом в монастырях.
К началу XV в. относится появление и первого оригинального славяно-валашского произведения церковной литературы — сборника церковных песнопений валашского логофета Филоса. В XVI в. боярином Семеном Дедуловичем было написано «Похвальное слово Михаилу Исповеднику».
С появлением в XVI в. книгопечатания в Валахии увеличилось число оригинальных церковных произведений. Валашский первопечатник Макарий, родом из Черногории, издал в типографии Тырговиште славянские Литургию (1508), Осьмогласник (1510), Евангелие (1512).
В середине XVI в. здесь работал сербский печатник Дмитрий Любавич, трудами которого были выпущены Молитвенник (1545) и Апостол (1547). Среди византийских книг, циркулировавших в Валахии в славянских рукописных переводах, были так называемые «Номоканоны», или, как их называли в Валахии, «Правила».
Они представляли собой сборники византийских церковных и светских положений, основанных на законодательстве императора Юстиниана I и других юридических и канонических памятниках.