Румынская армия

Взятие Плевны открыло русской армии путь через Балканы. Героическое сидение на Шипке отряда М. Д. Скобелева, подкрепленного болгарскими добровольческими дружинами, позволило сохранить контроль над балканскими перевалами. В трудных условиях декабря армия преодолела хребет и неудержимым потоком хлынула на Южно-Болгарскую равнину.

19 февраля (3 марта) в Сан-Стефапо, в окрестностях Константинополя, был подписан предварительный мирный договор.

Открыто угрожающая позиция Австрии и Великобритании, ввод английского флота в Черноморские проливы, угроза воскрешения сражавшейся против России в Крымскую войну коалиции побудили царизм пойти на уступки и согласиться на созыв в Берлине международного конгресса для пересмотра Сан-Стефанского договора.

В забалканском походе румынская армия не участвовала. Но она проводила необходимые операции в Северной Болгарии.

В ходе окружения Плевны она овладела г. Раховом; после сдачи Осман-паши румынские полки подошли к Видину и Белград-чику и осадили эти два пункта (по соглашению о перемирии они были сданы турками). В огне боев, в траншеях под Плевной и утомительных маршах окрепло русско-румынское боевое содружество.

«Нельзя не отнестись с полным уважением к молодой, в значительной степени милиционной, армии, с честью выдержавшей кровавый искус войны»,-писали русские военные историки.

С особой похвалой отмечались действия артиллерии и фортификационные работы. Немало румынских офицеров и солдат были удостоены Русских орденов и медалей.

Кампания 1877-1879 гг. стоила Румынии тяжелых жертв — более 8 тыс. убитыми и ранеными. Но ни войска, ни парод не роптали: война велась во имя возвышенной и жизненно необходимой цели.

В армию вступило немало добровольцев; врачи и студенты-медики просили зачислить их на военную службу, добровольных средств достиг 11 млн лей. Тяжелым бременем для народа стало исполнение закона о реквизициях для нужд армии продовольствия, подвод, фуража, скота, топлива Тысячи крестьян со своими лошадьми, быками и телегами надолго были оторваны от своих хозяйств и посланы в Болгарию Бедствовали они страшно.