Содержание документа

В ходе затянувшейся войны спрос па союзников возрос и у Антанты, и у враждебной ей группировки. Особенную настойчивость в отношении Румынии проявляли французы, людские резервы которых таяли на Западном фронте.

Летом 1915 г. изменила свою первоначальную позицию и русская ставка: из-за острой нехватки боеприпасов царская армия терпела серьезные поражения и вынуждена была отступать на широком фронте.

В результате давления Англии и Франции на Россию и неудач на Восточном фронте весной и летом 1915 г. создались необыкновенно благоприятные условия для торга румынской олигархии с Антантой. 18 апреля Брэтиану познакомил русского посланника С. А. Поклевского с притязаниями румынской стороны, а 20 числа того же месяца они были представлены в виде памятной записки в Петроград.

В русском министерстве иностранных дел были поражены их размахом.

Речь шла о линии Прута в Буковине, затем о границе между Западной Украиной (Галицией) и Марморош — Сигетским комитатом, далее от Васарош — Намени до Сегедина, затем по течению Дуная.

Румынская олигархия требовала, таким образом, присоединения к королевству украинских земель в Буковине (включая Черновцы), венгерских — по реке Тиссе и сербских — в Западном Банате. С. Д. Сазонов заметил в беседе с румынским посланником К. Диаманди, что ничего общего с разграничением по национальному признаку, о котором говорилось в русско-румынской конвенции 1914 г., эти домогательства не имели.

В телеграммах в Бухарест, Лондон и Париж он предложил заявить, что «притязания неприемлемы, так как мы не можем согласиться ни на отдачу под власть Румынии русского населепия Буковины и Угорщины, ни на допущение румын к самому Белграду, для которого они могут стать не меньшей угрозой, нежели до сих пор были австрийцы».

В Сербии царило негодование. Ее регент заявил русскому посланнику: Сербия «не заслужила такого отношения своей лояльностью, ибо со всеми нейтральными, которые до сих пор одинаково, если не больше, помогали нашим врагам, чем нам, разговаривают, позволяют торговаться за счет Сербии и только с последней не считают нужным церемониться».