Дизайнеры по рекламе: творчество на заказ

Дизайн в рекламе — открытки, листовки, буклеты, плакаты, растяжки. Творчество в жестких рамках: тему и задачу диктует маркетолог, сроки — клиент. И необходимо создать гениальный изобразительный ряд, чтобы выделиться, привлечь внимание и продать товар.

Как выработать рекламное мышление
Как правило, дизайнеру, дизайнеру-верстальщику, который занимается макетированием разного рода печатной продукции и версткой, профессиональная подготовка в области рекламы не слишком и нужна. И действительно, многие из таких специалистов окончили факультеты и отделения дизайна или графического дизайна. На рынке труда они оцениваются примерно в $500-600. Если же человек, работающий в сфере в графического дизайна, знает всю цепочку от выполнения заказа на визуальное изображение до выхода готового продукта из печати — макетирование, верстку, технологические процессы печати, цветотоделение, цветокоррекцию — то его зарплата может уже составлять четырехзначное число. Такого специалиста выгодно принимать на работу, поскольку он может «заткнуть» все технологические дыры. Но! Подобные умельцы — большая редкость. Их нигде не готовят.

Как работает рекламное агентство?
Исследовательский отдел выдает техническое задание, так называемый маркетинговый бриф. Стараниями account-менеджера он превращается в креативный бриф. Это задание арт-директору и копирайтеру — они отвечают за создание творческой идеи, отражающей маркетинговую задачу рекламной кампании. Если же дизайнеры будут творить без знания маркетинговой составляющей, не факт, что они добьются цели, которую перед собой ставят. Это специфика рекламы. Возникает правомерный вопрос: как надо готовить дизайнера для рекламы? На что делать упор — на художественные дисциплины или на подготовку, необходимую специалисту по рекламе? Ведь существует два утвержденных министерством образования стандарта: стандарт по дизайну и стандарт по рекламе. Надо заметить, что дизайнер, работающий в рекламе, творит, не как ему вздумается, а как того пожелает заказчик. Это специфика отрасли, и от нее никуда не деться.

Реклама — это высокотехнологичный и жесткий бизнес, включающий креатив. Следовательно, рекламное творчество — некая технология, которой можно научить. Часто вузы готовят не просто дизайнеров для рекламы, а арт-директоров, потому что именно их остро не хватает в этом секторе рынка. Должность арт-директора подразумевает и дизайнерскую подготовку, и знание специфики рекламного рынка. Можно ли подготовить такого специалиста за пять лет? Ведь художественная подготовка занимает очень много времени. А должность арт-директора включает четыре составляющих: маркетинговую (знание рынка), творческую (идея), технологическую (воплощение идеи на определенных рекламных носителях) и управленческую (он все-таки директор). Встает вопрос: что главное в этой профессии, бизнес или креатив? Можно ли человека, не умеющего рисовать, сделать арт-директором? В идеале арт-директоров надо «лепить» из состоявшихся дизайнеров. Но если человек не состоялся как дизайнер, он все-таки может стать успешным арт-директором.