Кто должен составить бизнес-план

Отвечать за разработку всего бизнес-плана должен один человек (обычно генеральный директор, управляющий директор или собственник), но есть смысл делегировать другим как можно больше функций, чтобы ускорить этот процесс и привлечь к нему других менеджеров. Если, например, вы привлечете менеджера или директора по маркетингу к подготовке раздела по маркетингу, то сможете воспользоваться его опытом и идеями, а также повысить его заинтересованность в выполнении итогового плана. Если вы решите привлечь к этой работе других, то помните, что сначала вы должны дать им общую информацию — иначе вы получите бизнес-план, в котором будут разделы по маркетингу, производству, финансам и т. д., но они будут отличаться по целям и стилю.

В небольших компаниях бизнес-планирование обычно осуществляется по принципу «сверху вниз». Начальник разрабатывает общую бизнес-стратегию и поручает менеджерам низшего звена разработать подробные планы ее реализации.

В очень крупных организациях нередко используется принцип «снизу вверх», при котором менеджеры низшего звена готовят планы работы своих отделов или подразделений, которые затем объединяются в единый план для всей организации. Вы должны попытаться использовать оба подхода — разработать главную стратегию и позволить менеджерам подготовить в ее рамках собственные планы. Кто бы ни писал бизнес-план — вы, генеральный директор или управляющий, — этот человек должен быть в состоянии ответить на все вопросы, которые вам зададут, и потому ни одна цифра или слово плана не должны быть для него непонятны.