Инновационное управление

Современный бизнес все чаще обращается к инновативному управлению. Традиционное оперативное руководство бизнес-процессом не позволяет преодолеть «потолок» административного ресурса, я имею в виду границу возможностей ресурса руководителя, контролировать процессы и мотивировать персонал. Формула 5±2 подчиненных приводит в бесконечному увеличению административного аппарата. Внедряя новые направления, организации вынуждены увеличивать управленческий аппарат. Выход из такой ситуации – смена парадигмы в менеджменте или инновационный подход. Вопреки расхожему представлению о том, что в российском бизнесе инновации в менеджменте не приживаются, множество компаний за последние пять лет обратились к внедрению управленческих новшеств.

Менеджмент будущего

Призыв российского правительства к инновациям был понят неоднозначно. Попытка внедрять новые технологии в производство без введения проектного или инновативного менеджмента грозит большими затратами. В частности, внедрение новых систем автоматизации без проектной работы приводит к колоссальному перерасходу бюджетов компании.

Такая ситуация сложилась в отечественном бизнесе в связи с отсутствием на предприятиях менеджеров, способных к активному внедрению изменений. Слишком много еще в управленческой верхушке людей с сугубо административным стилем руководства, который отнюдь не способствует проведению изменений. Большой надеждой для современных предприятий станут менеджеры, способные трансформировать бизнес-процессы, менять технологии и внедрять инновации. Через несколько лет на таких директоров будет объявлена настоящая «охота за головами» ввиду растущей потребности в инновативном и проектном управлении. Люди, способные генерировать и реализовывать собственные или командные идеи – это топ-менеджеры ближайшего десятилетия.

Тема этой статьи – привлечение внимания к собственным идеям. Адресован материал руководителям крупных предприятий и среднего бизнеса. Вне зависимости от условий в компании, внедрение своей идеи в действующие бизнес-процессы или технологии – возможно! Естественно, гораздо легче проводить изменения, если предприятие находится на уровне организационной зрелости («постоянные изменения» по Г. Керцнеру). Существенно труднее, если в структуре стандартизованы бизнес-процессы и отсутствуют внутренние коммуникации. Если вы считаете, что изменения необходимы, то вы можете сделать их неизбежными.

Риски и бонусы инициатора

Приступая к воплощению своих идей в крупной компании, вы должны быть готовы к целому ряду проблем:

  • Ваша идея не нужна никому в этой организации. В том числе и собственнику. Для того, чтобы начать изменения, требуется доказать их целесообразность для каждого потенциального союзника. В идеале самый простой путь – убедить собственника, однако, в этом вы не одиноки! Карьерная война толкает амбициозных менеджеров искать поддержки у собственника, и он начинает скептически смотреть на инициативы.
  • Существенные изменения в компании никому не нужны. В особенности это касается совета директоров. Более консервативное сообщество трудно найти. Все успешные люди, дошедшие до значимого поста, опасаются его потерять и, как следствие, уходят от ответственности.
  • Ваши подчиненные боятся любых изменений, даже позитивных. У «офисного планктона» сформировано устойчивое понимание ответственности за благодарность босса.
  • Ваши коллеги, равные вам по статусу в компании, и прочие «ответственные люди» опасаются увеличения вашего влияния на руководство, ваши инициативы могут привести к нарушению баланса распределения влияния на предприятии. Как известно собственники расположены к активным руководителям.

Если вы добрались до этого абзаца и все еще продолжаете мечтать об изменениях на вашем предприятии, то вы именно тот человек, для которого я пишу эти строки. Успешные люди отличаются от вечных исполнителей стремлением к достижению, а не к избеганию неудач. Давайте же вспомним основные преимущества от внедрения изменений на предприятии для инициатора:

  • в случае успеха проекта вы получаете возможность повысить свой статус на предприятии;
  • даже если изменения не пройдут, вы приобретете репутацию активного директора, действующего в интересах компании;
  • сам процесс внедрения изменений – это новый опыт для сотрудников, а также способ сплотить команду и вывести своих подчиненных из ступора, вызванного отсутствием перемен;
  • успешный запуск проекта – это следующий шаг к достижению ваших личных целей.

В каком случае имеет смысл говорить об изменениях в организации? В первую очередь следует понимать, что в основе успешности проектов лежит личная заинтересованность инициатора. Многие прекрасные замыслы погибают из-за отсутствия внимания к ним со стороны автора. Как только у того возникает другой интерес, проект по изменениям медленно затухает.

Есть классический алгоритм инициализации изменений.

  • Формирование идеи проекта.
  • Анализ ситуации.
  • Проработка плана.
  • Вдохновение идеей.
  • Обсуждение проекта, анализ рисков и принятие решений.
  • Реализация.

Как найти союзников

В этой статье мы будем обсуждать этап вдохновения идеей. Ваш замысел внедрения изменений на предприятии – это только начало процесса. Для того чтобы сделать этот проект интересным предприятию – вам необходимо донести свою идею до других людей. Обеспечить себе «лагерь единомышленников», то есть создать лобби. Даже если на вашем предприятии авторитарный стиль управления – руководство прислушается к предложению, которое разделяет большинство лиц, влияющих на принятие решений.

Как вы понимаете, начать процесс распространения своих идей необходимо с определения группы лиц, которых вы будете агитировать. Прежде чем идти к ним, следует обдумать свою идею очень детально. Сара Блейкли, основательница стартапа Spanx, утверждает: «Идеи слишком хрупки и беззащитны. Подождите того момента, когда все будет готово. Желая вам только хорошего, люди предложат вам множество причин, почему задуманное не сработает».

Будьте осторожны, не торопитесь. Конечно, иногда из-за малой скорости принятия решения предприятие может потерять существенные средства, и все же не спешите. Большая компания – очень медленно развивается. Потеря части средств не окажет существенного влияния на организацию в целом. Для обеспечения значительного перевеса на совещании вам достаточно сделать своими соратниками 30 % участников. Остальные, следуя закону общественного мнения, к ним присоединятся, за исключением некоторого числа скептиков.

Качество презентации вашей идеи напрямую зависит от времени, потраченного на ее подготовку. Чем короче презентация – тем дольше ее обдумывают. Зачастую директор рассказывает о своем замысле скомкано и неуверенно, заставляя оппонента искать доказательства несостоятельности потенциального проекта. И вся причина в том, что этапу предварительной подготовки не уделили достаточного внимания.

В крупных сбытовых компаниях топ-менеджмент – это бывшие продавцы, работавшие с клиентами на разных уровнях. Для них презентация своей идеи не составляет труда, так как навык сформировался в долгих переговорных баталиях. А вот для высшего руководства, вышедшего из состава ИТР или служб обеспечения деятельности организации, подать свой проект – весьма редкий навык. И именно поэтому необходимо готовиться к коротким презентациям особенно тщательно.

Тонкости презентации идеи

Основная задача при подготовке мини-презентации – определение потребности целевой аудитории. В продажах с этим вопросом успешно справляется маркетинг со своим инструментарием, однако в частной беседе единственным инструментом станет ваш интеллект. Определение потребности вашего слушателя – это лавирование между двумя факторами.

  • Непосредственная выгода для оппонента и его подразделения.

С непосредственной выгодой все довольно просто. На предприятии должна быть прозрачная система отчетности, позволяющая увидеть потребности подразделения вашего коллеги (оппонента). Проанализировав данные, вы можете увидеть точку приложения для аргументации. Например, улучшение качества работы отдела или оптимизация процессов. Даже если ваш собеседник не заинтересован в увеличении эффективности предприятия в целом, он с удовольствием поддержит идеи, упрощающие его работу.

  • Личные потребности оппонента.

Личные потребности вашего оппонента – это сложный вопрос, который складывается из множества факторов. В расчет идут в первую очередь характер и амбиции, а также хобби и увлечения. Все эти переменные можно объединить одним понятием, непосредственно необходимым в презентации – это настроение (эмоциональный фон). Ваша задача: используя знания о личности оппонента, создать положительный эмоциональный фон. Таким образом, при подготовке презентации вам следует определить способы создания у собеседника нужного настроя.

Для проведения агитации среди коллег вы, скорее всего, не сможете использовать проектор и электронную презентацию. Готовить подобные материалы вам необходимо только для доклада на совете директоров или собственнику. Мини-презентация как инструмент предполагает иные методы визуализации.

Как же наглядно представить свои идеи? Вам, несомненно, потребуется описать свою мысль не только словами, но и при помощи картинок или графиков. Однако если вы будете бегать за коллегами с папкой распечатанных диаграмм и стратегических планов, вас просто не будут слушать, ссылаясь на нехватку времени. Для мини-презентаций также не стоит использовать официальные каналы, то есть приглашение на совещание или деловую переписку. Оба этих формата предполагают критическое рассмотрение ситуации – иначе говоря, скорее всего вам укажут на ошибки.

Наиболее эффективный метод – это совместный обед или «случайная» встреча. В неформальной беседе существенно проще добиться расположения оппонента и передать ему суть вашей идеи. Для визуализации этих идей вам следует использовать подручные материалы: листы бумаги, салфетки, белую доску, лист ежедневника. Чем больше вы нарисуете картинок, тем эффективнее будет ваша мини-презентация.

При этом никто не будет требовать от вас безупречной чистоты линий на таких изображениях. Достаточно суметь условно изобразить требуемые процессы. Главная задача мини-презентации – поразить воображение оппонента, заинтересовать его в вашем проекте, заразить идеей. Чем короче ознакомительная часть – тем эффективнее. В случае, если ваш коллега захочет увидеть дополнительные материалы и графики, вы можете провести более подробную презентацию. При этом человек в ней будет заинтересован, и, как следствие, сам найдет для нее время.

Шесть вопросов к себе

Для успешной презентации вам, как инициатору, важно «увидеть» результаты идеи. Для этого следует провести презентацию самому себе и увидеть проект в целостном виде. В процессе подготовки вам необходимо проиграть «внутренний диалог» с оппонентом по приблизительно такому сценарию.

  • Каким вы видите результат проекта?
  • Кто будет реализовывать идею?
  • Как вы измерите результативность проекта?
  • Какова динамика процесса внедрения, как скоро следует ожидать результатов?
  • Какими ресурсами вы можете оперировать?
  • Зачем это нужно (вам / компании / собеседнику)?

Это шесть великолепных вопросов для презентации любой идеи. Именно ответы на них позволяют доказать собеседнику целесообразность вашего проекта. Если вы в состоянии убедительно ответить на все вопросы, у вас есть шанс вдохновить других своей идеей во время короткой презентации.

Начинайте действовать, и даже если первый проект у вас не выйдет – начинайте следующий. Главное правило изменений в организации: «Если вас не уволили – значит, есть возможность!»