Повторение кризиса

Повторение кризисаПовторяющиеся кризисы — всего лишь симптом нерадивости и лени. Много лет назад, когда я только начинал работать консультантом, мне нужно было научиться отличать эффективно управляемое производственное предприятие от плохо управляемого, притом что я не обладал особыми познаниями в производственной области. И скоро я увидел, что хорошо организованный завод — это тихое, спокойное место.

Зато завод, отличающийся «кипучей» деятельностью и «трудовым героизмом» работников, который бросается в глаза любому посетителю, просто страдает от плохого управления. Хорошо управляемый завод — место скучное.

Тут не происходит ничего интересного, кризисы обычно предугадываются и своевременно предотвращаются. Таким образом, и организация с налаженным управлением — «скучная» организация.

Самое интересное из того, что в ней происходит, — это базовые решения, формирующие будущее, а не героические усилия, направленные на ликвидацию тех или иных ранее созданных трудностей. Потери времени часто происходят из-за раздутости штатов.

В моем задачнике для первого класса спрашивалось: «Если двое землекопов выроют ров за два дня, за сколько дней выкопают ров четыре землекопа?» Для ученика первого класса правильный ответ был, конечно, за один день.

Однако в работе, которой занимаются руководители, правильным ответом будет, скорее всего, «четыре дня», если не «вечность». Иногда для выполнения задания не хватает рабочей силы, в результате страдает работа, если вообще выполняется.

Но это отнюдь не правило. Чаще всего персонала слишком много для эффективности.

В таких случаях работники тратят больше времени на взаимодействие, чем на собственно работу. Есть один надежный способ распознать, не слишком ли велик у вас штат.

Если старшие должностные лица в группе — и, конечно, менеджер — тратят больше десятой части рабочего времени на решение «проблем человеческих взаимоотношений», разбирая ссоры и трения между подчиненными, споры юридического характера, вопросы сотрудничества и т. п., значит, коллектив слишком велик. Люди мешают друг другу.

Работники стали помехой работе, а не средством для ее выполнения. В организации с достаточным количеством сотрудников людям не приходится постоянно сталкиваться друг с другом; они могут выполнять свою работу, не отвлекаясь на постоянные объяснения.